Компании: | 39 677 (+2) |
Товары и услуги: | 8 506 |
Статьи и публикации: | 635 |
Тендеры и вакансии: | 156 |
Исследование потребностей в обучении персонала провела консалтинговая компания «Смарт-М» в августе - октябре 2010 года среди предприятий города Перми и Пермского края. На вопросы анкеты отвечали директора и руководители предприятий, начальники служб по управлению персоналом, руководители Отделов кадров, менеджеры по персоналу. ЧИТАТЬ ВСЮ СТАТЬЮ ЦЕЛИКОМ С ДИАГРАММАМИ
Сегодня уже ясно, что в отрасли, предоставляющей услуги обучения, произошли изменения.
В кризисные годы (2009-2010) часть компаний-поставщиков услуг обучения ушла с рынка, так как не смогла выжить в условиях конкуренции. Изменились потребности предприятий в обучении. Если до кризиса было «модным» обучаться и деньги тратились зачастую очень «щедрой рукой», то в кризис и после, руководители стали требовательнее подходить к тем программам, которые предлагают тренеры и различные тренинговые компании, требуя конкретных результатов.
Всего в опросе приняли участие 132 предприятия.
Из них большинство компаний находятся в Перми - (73%), остальные - в Пермском крае (27%).
Самая большая группа участников - это компании, относящихся к крупному бизнесу, они составляют 37% от числа всех респондентов. Следующие две группы - это компании среднего бизнеса и малого бизнеса (их доля составляет соответственно 29% и 34%).
Участники исследования
Всего в опросе приняли участие 132 предприятия.
Из них большинство компаний находятся в Перми - (73%), остальные - в Пермском крае (27%).
Самая большая группа участников - это компании, относящихся к крупному бизнесу, они составляют 37% от числа всех респондентов. Следующие две группы - это компании среднего бизнеса и малого бизнеса (их доля составляет соответственно 29% и 34%).
Большинство компаний (77,4%) обучают своих сотрудников, а среди тех, кто не обучает, потребность в обучении признают 18 % организаций.
Кого сегодня обучают в компаниях
Более половины участников исследования ответили, что обучают, прежде всего, специалистов (55%) .
Выбираемые темы обучения
Наиболее востребованные сегодня темы - профессиональная специализация или обязательное обучение (т. е. те навыки и знания, без которых нельзя вести деятельность или пройти аттестацию, и которые касаются обеспечения экологической, химической и иной безопасности) - 57%. Затем идут темы, связанные с развитием управленческих навыков - 24%; с формированием навыков продаж и знаниями о маркетинге - 20%.
Также предприятия выбирают такие темы, как командообразование (здесь имеются в виду веревочные курсы), бухгалтерские и правовые знания, коммуникации, управление конфликтами (доля каждой темы менее 10%).
Формы обучения
Наиболее популярная форма обучения - обучающие семинары (81%), далее идут тренинги (44%)
Какой вид обучения выбирают компании
Среди компаний нет предпочтения только корпоративного или только открытого вида обучения, как правило, для обучения сотрудников выбирают и то и другое.
Сотрудничают и с разными тренинговыми компаниями, и с фрилансерами, при этом в компании может быть свой тренер. Отдают все же предпочтение сотрудничеству с компаниями (76%).
Как компании выбирают поставщика услуг по обучению
Начинается сотрудничество, как правило, с коммерческого предложения. Выбирая компанию (или тренера), компании, прежде всего:
• рассматривают поступившее коммерческое предложение о взаимодействии (46%);
• учитывают давнее сотрудничество с этой компанией или тренером (34%);
• выбирают по рекомендациям партнеров или знакомых (29%);
В меньшей степени на выбор влияет известность тренера, качество программ (по 10%) и цена (5%).
Что бы компании хотели изменить в процессе обучения
Более желательным признается обучение в первую очередь именно специалистов, хотя здесь число тех специалистов, которых хотели бы обучить, снижается до 42% (по сравнению с 55% обучаемых сегодня сотрудников). По мнению участников исследования, обучение необходимо и для управленцев; 30% компаний хотели бы обучать управленческие кадры (сегодня обучают лишь 18% компаний)
Какие темы обучения являются желательными
Компании желали бы меньше обучаться профессиональным навыкам и проходить обязательное обучение. Неизменной осталась потребность в развитии навыков продаж и маркетинговых знаний (те же 20%); а более желательными называются следующие темы обучения:
• управленческие навыки (33%);
• эффективные коммуникации (18%);
• командообразование (15%);
• стресс-менеджмент (5%);
Т.е. ощущается необходимость в развитии управленческих навыков, позволяющих стать эффективным руководителем (управленческие и коммуникативные), но востребованными, прежде всего, остаются профессиональные знания, без которых предприятия не могут продолжать деятельность.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
На конец 2010 года все предприятия понимают важность обучения своих сотрудников, и большинство компаний обучает персонал. Чаще обучают тех, кого необходимо, а не тех, кого бы действительно хотелось. Обучают в основном специалистов, а хотели бы больше обучать управленческие кадры.
Темы для обучения хотели бы расширить за счет тем по развитию управленческих и коммуникативных навыков, навыков управления командой. Обучение по формированию и развитию навыков продаж остается и востребованным и желательным.
Наиболее популярная форма обучения - семинары, где можно получить необходимые для профессиональной деятельности знания или пройти обязательное для аттестации обучение. Сотрудники многих компаний указывают на то, что те формы обучения, которые им предлагают, не всегда их устраивают, но какие формы могут быть вместо этих, они не знают, поэтому выбирают из тех, которые предлагают тренинговые компании, т.е. тренинги и семинары.
Что хотят получить компании от обучения? Прежде всего, они хотят получить деятельностный подход в самом процессе обучения, а в результате - умение решать конкретные рабочие проблемы. Но каким должно быть такое обучение, что это за формы, как оно должно проходить - это пока остается в зоне неизвестности. ЧИТАТЬ ВСЕ СТАТЬИ