Компании: | 39 673 |
Товары и услуги: | 8 509 |
Статьи и публикации: | 635 |
Тендеры и вакансии: | 156 |
Начнем с американской классификации API (Американского Института Нефти), основоположника сервисных классов смазочных материалов вообще. Система возникла в 1969 году как результат взаимодействия трех американских организаций: API, ASTM (общество по стандартизации) и SAE (общество автомобильных инженеров).
В дальнейшем, в восьмидесятых годах при участии сообществ производителей автомобилей и двигателей была создана «система лицензирования и сертификации моторных масел» (EOLC). Всего система классификации API устанавливает две эксплуатационные группы моторных масел:
API Sx включает в себя масла для бензиновых двигателей, вторая буква после «S» присваивается каждому поколению масел в алфавитном порядке. Так самая первая классификация выглядела как API SA, это масло не содержало присадок, следующая - API SB и так далее в зависимости от года производства автомобиля - соответствующий класс. В настоящее время бензиновые масла до класса API SH признаны устаревшими и более не лицензируются. Действующими являются классы API SJ, SL, SM и SN.
Данная группа включает в себя подгруппу энергосберегающих масел, созданную американскими и японскими конструкторами оригинального оборудования, ILSAC. Ее обозначение выглядит так: ILSAC GF-5. Этот конкретный класс привязан к классу API SN, предыдущие классы: ILSAC GF-1, GF-2, GF-3 и GF-4 признаны устаревшими.
API Cx это масла для дизельных двигателей. Так же как и в бензиновой классификации вторая буква означает уровень качества масла, но уже не столько в зависимости от года производства двигателя, сколько от уровня его технического совершенства и разновидности. Кроме того может присутствовать цифра 2 или 4 для обозначающая для двух или четырехтактного двигателя предназначен данный класс. Здесь так же классы от API CA до API CG-4 признаны устаревшими, а действующими являются API CH-4, API CI-4 и API CJ-4. Здесь стоит остановиться на некоторых особенностях именно дизельной классификации API, потому как во первых, устаревшие классы продолжают производиться и использоваться, и во вторых, потому что здесь не всегда работает принцип поглощения новым классом всех предыдущих, а так же сразу и навсегда ответить на столь часто слышимый вопрос - «турбовое или не турбовое?».
API CC - 1961 год. Масла для дизельных двигателей без наддува. Содержат антикорозионные присадки и присадки предотвращающие образование высоко- и низкотемпературных отложений.
API CD - 1955 год. Масла для дизельных двигателей с наддувом и без. Позволяют эффективно контролировать накопление продуктов износа. Допускается использование топлива с высоким содержанием серы. Масла содержат присадки для предотвращения образования высокотемпературных отложений и предохраняющие подшипники от коррозии.
Таким образом категория CC стала последним «не турбовым» маслом, а CD стала очень распространенным классом выпускающимся до сих пор, несмотря на свою устарелость. Кроме того, как уже было указано, она явилась основой для некоторых гидравлических и трансмиссионных масел дорожной техники. Особое признание класс API CD получил у японских конструкторов. Ввиду некоторых особенностей их дизелей более современные классы, не вполне им подходили. В числе таких особенностей: высокий износ клапанного механизма при использовании масла с высоким содержанием дисперсантов, низкорасположенное, по сравнению с американскими двигателями, первое компрессионное кольцо на поршне, что приводит к образованию там нагара. Японцы даже выпустили свой региональный класс API CD+, который отличался повышенной устойчивостью к окислению, загущению и лучшей защитой клапанного механизма.
API CE - 1987. Масла для мощных двигателей с наддувом и без, работающих как в режимах низких оборотов и высокой нагрузки, так и высоких оборотов и высокой нагрузки
API CF - 1994. Категория масел специально выпущенная для внедорожной техники. Сформулировано для двигателей непрямого распределенного впрыска. Такие масла допускают применение сернистого топлива, эффективно борются с образованием нагара и износом и коррозией медных сплавов подшипников.
API CF-4 - 1990. Масла для высокоскоростных мощных двигателей магистральных тягачей. Отвечают всем требованиям категории CE, но имеют меньший расход на угар и меньшую склонность к нагарообразованию на поршнях. Кроме того отвечают повышенным требованиям по токсичности отработавших газов. Могут применяться и на дизельных двигателях малой мощности.
API CG-4 - 1995. По назначению аналогично CF-4, но имеет лучшие показатели по предотвращению износа, нагарообразования, пенообразования, окисления. Кроме того отвечает американским требованиям по токсичности от 1994 года. Недостатком является зависимость ресурса масла от качества топлива.
API CH-4 - 1998. Масла предназначены для высокоскоростных высоконагруженных двигателей. Класс создан для удовлетворения ужесточенных экологических стандартов 1998 года. Допускается применение сернистого топлива. Может быть использовано вместо любого из предшествующих классов.
API CI-4 - 2002. Отличием от предыдущего класса является учет дальнейшего ужесточения экологических требований по содержанию отработавших газов, а так же наличия системы EGR и необходимости, в связи с этим, контролировать увеличившееся в 3-5 раз количество сажи в масле.
API CJ-4 - 2010. Самый совершенный на сегодняшний день класс масла для дизельных двигателей. Может использоваться как в новейших так и во всех предшествующих типах двигателей. Масла специально сформулированы для применения с топливом с низким содержанием серы, при использовании сернистого топлива интервал замены должен корректироваться. Отвечает самым жестким экологическим требованиям. Масла этого класса предназначены для двигателей с системой EGR и оснащенных сажевыми фильтрами и катализаторами. Отлично предотвращают износ, высоко- и низкотемпературные отложения на поршнях, пенообразование, обладают термостабильностью и стабильной вязкостью на протяжении всего срока службы, устойчивы к окислению и потере вязкости от механической деструкции. API CJ-4 по своим характеристикам превосходит масла API CI-4 и API CH-4 и может эффективно применяться в двигателях для которых они предназначены.
Вторая по важности система классификации моторных масел - европейская ACEA, которая носит имя ассоциации европейских автопроизводителей, была учреждена в 1996 году взамен существовавшей до того момента в Европе CCMC. Данная классификация подразумевает три эксплуатационные группы моторных масел:
A - класс масел для бензиновых двигателей;
B - класс масел для дизельных двигателей малой мощности (легковые и грузовые малой грузоподъемности.
E - класс масел для дизельных двигателей большой мощности.
Назначение и уровень качества обозначаются цифрой, дополнительно указывается год редакции спецификаций, которым отвечает данный продукт.
В целом европейские требования к маслам жестче чем американские. Это связано со следующими отличиями европейских реалий: большая степень форсирования и более высокие максимальные обороты, меньшая масса и большая удельная мощность\ двигателей, а так же большими допустимыми скоростями передвижения и более напряженным городским режимом. Поэтому и испытания моторных масел производятся на европейских двигателях по другим методикам и напрямую сравнивать эти классификации невозможно. Однако, большинство масел от наиболее крупных брендов сертифицированы по обеим классификациям, что говорит о высоком уровне качества таких масел. Последняя редакция классификации ACEA выпущена в 2008 году. Вряд ли стоит подробно рассматривать в данной статье классы A и B, поскольку они не имеют прямого отношения к обсуждаемому вопросу. В случае возникновения интереса к данной информации, она доступна в прилагаемых ссылках.
Что касается класса E, то на сегодняшний день действующими являются:
ACEA E4 - это стабильное stay-in-grade (сохраняющее эксплуатационные свойства на протяжении всего срока службы), отлично обеспечивающее чистоту поршня, защиту от износа, контроль содержания сажи. Рекомендовано к применению в высоконагруженных дизельных двигателях, к которым предъявляются экологические требования вплоть до Euro V. При наличии рекомендации производителя может использоватья с удлиненным интервалом замены. Подходят для двигателей не оснащенных сажевыми фильтрами выхлопной системы, некоторых двигателей с системой EGR и системой уменьшения содержания оксида азота SCR.
ACEA E6 - масла аналогичные по свойствам классу E4. Отличие заключается в рекомендации к применению в двигателях оснащенных сажевым фильтром выхлопной системы в сочетании с топливом с низким содержанием серы.
ACEA E7 - масла аналогичные по свойствам классу E4, но существенно лучше предотвращают полирование стенок цилиндра и общий износ.
ACEA E9 - масла аналогичные по свойствам классу E7, но с возможностью применения в двигателях оснащенных сажевым фильтром выхлопной системы в сочетании с топливом с низким содержанием серы.
Стоит так же упомянуть японскую классификацию JASO. Как уже упоминалось выше, японские автопроизводители, долгое время рекомендовавшие масла API CD и API CD+, ввели новые нормы и испытания для своих современных двигателей. Результатом этих нововведений явились три дизельных класса от этой организации:
JASO DH-1 - Вся тяжелая дизельная техника выпущенная в Японии, допускающая использование сернистого топлива и учитывающая экологические требования Japan NST и Euro II и III. Возможно так же использование в легкой технике.
JASO DH-2 - Вся тяжелая дизельная техника выпущенная в Японии, допускающая использование сернистого топлива и учитывающая экологические требования Japan NLT , Euro IV и V, при необходимом наличии сажевых фильтров и катализаторов.
JASO DL-1 - Вся легковая дизельная техника выпущенная в Японии, допускающая использование сернистого топлива и учитывающая экологические требования Japan NLT , Euro IV и V, при необходимом наличии сажевых фильтров и катализаторов.
Результатом сложения усилий американских, европейских и японских автопроизводителей явился всемирный класс Global DHD-1 утвержденный в 2001 году . Масла этого класса соответствуют требованиям классов API CH-4, ACEA E5 и JASO DH-1. Позднее был создан класс Global DHD-2, правда на практике продуктов с этим допуском не так уж и много на рынке.
Помимо региональных различий в конструкции двигателей существуют и различия между конкретными брендами, так же влекущие за собой разные требования к смазочным материалам. Поэтому производители оригинального оборудования (OEM) выпускают свои собственные спецификации для смазочных материалов, а так же проводят свои испытания, многие из которых впоследствии становятся стандартными и для международных классификаций. Из наиболее значимых можно отметить такие как Caterpillar, Cummins, Mack, Detroit Diesel, Volvo, Renault, Man, Mersedes Benz, DEUTZ. Думаю нет необходимости описывать каждую из них, важно только что бы из всех допусков отмеченных на таре используемого вами масла, имелся бы именно тот который требуется для данной марки и модели техники, либо, если он был заменен, его заменитель, о чем фирма-производитель оборудования выпускает соответствующие бюллетени.